Словарь художника - А

Б   B   Г   Д   Ж   И   К   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х  

АБРИС - предельно обобщенное, как правило, контурное, лаконичное изображение, общий предварительный набросок.
Абрис лица
А. МАТИСС. Абрис лица

АВАНГАРДИЗМ - (от фр. avant - передовой, garde - отряд) - понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. В каждую эпоху возникали новаторские явления в изобразительном искусстве, но термин "авангардизм" утвердился только вначале XX в. В это время появились такие направления как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм. Затем в 20-е и 30-е годы авангардистские позиции занимает сюрреализм. В период 60-70-х годов добавляются новые разновидности абстракционизма - различные формы актинизма, работа с предметами (поп-арт).

АБСТРАГИРОВАНИЕ - один из основных способов нашего мышления. Его результат - образование наиболее общих понятий и суждений - абстракций. В декоративном искусстве абстрагирование - это процесс стилизации природных форм. В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно. В своем крайнем выражении в изобразительном творчестве оно ведет к абстракционизму, особому направлению в изобразительном искусстве XX века. Для него характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции (из линий, точек, пятен, плоскостей и др.), эксперименты с цветом, спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, неорганизованных абстрактных формах (абстрактный экспрессионизм). К этому направлению можно отнести живопись русского художника В. Кандинского. Представители некоторых течений в абстрактном искусстве создавали логически упорядоченные конструкции, перекликаясь с поисками рациональной организации форм в архитектуре и дизайне, концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм и др.
Импровизация
В. КАНДИНСКИЙ. Импровизация 7. 1910 г.

АКВАРЕЛЬ (от лат. aqua - вода) - краски на растительном клее, которые разводятся водой, а также работы, сделанные такими красками. Акварельные краски обычно накладывают на бумагу прозрачным слоем, используя белый цвет листа бумаги, и эта прозрачность составляет главную прелесть акварели. Она требует быстрой точной работы, почти не терпит исправлений, ее привлекательность заключается в яркости цвета.
Акварельные краски
А. ИВАНОВ. Октябрьский праздник в Риме у Понте Молле. Акварель.

АЛЛА ПРИМА (с ит. alia prima - сразу, с первого раза) - способ выполнения живописного произведения сразу, за один прием или сеанс. В одних случаях определяется спецификой художественного материала, а в других является показателем мастерства.

АМПИР (фр. empire - империя) - стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве первой трети XIX в. в странах Европы, завершивший развитие классицизма. Стиль ампир сложился во Франции в эпоху Наполеона Бонапарта, а затем распространился на многие другие страны. Отличительные черты этого стиля - торжественность, великолепие, массивность крупных объемов, богатство декора. Художники, создающие произведения в стиле ампир, черпали свое вдохновение в элементах античного орнамента, но они (в отличие от классицизма) ориентировались в основном на греческую, а не римскую античность. Мотивы декора и архитектуры в искусстве ампира повторяли во многом не только римские образцы, но и древнеегипетское искусство, в связи с египетским походом Бонапарта. Для архитектуры ампира характерна монументальность.
ампир

АНДЕГРАУНД (англ. underground - подполье, подземелье) - понятие, означающее "подпольную" культуру, противопоставившую себя условностям и ограничениям традиционной культуры. Выставки художников рассматриваемого направления часто проходили не в салонах и галереях, а прямо на земле, а также в подземных переходах или метро, которое в ряде стран называют андеграундом (подземкой). Вероятно, данное обстоятельство также повлияло на то, что за данным направлением в искусстве XX в. утвердилось это название. В России понятие андеграунд стало обозначением сообщества художников, представлявших неофициальное искусство.
андеграунд
И. МАРТОС. Памятник К. Минину и Дм. Пожарскому.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР (от лат. animal - животное) - жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных в живописи, графике, скульптуре и декоративном искусстве. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. Он уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передает его анатомическое строение. В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим и сатирическим произведениям, животное часто "очеловечивается". То есть наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями, одевается в костюмы, особенно существенна декоративная выразительность фигуры, силуэта, фактуры, цвета животного. В русском искусстве сложилась большая группа художников, создавших яркие образы животных: Е. Лансере, П. Клодт, В. Серов, В. Ватагин, И. Ефимов, Е. Чарушин, Е. Рачев, Ю. Васнецов и др.
анималистический жанр

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО (от лат. antiquus - древний) - искусство античной эпохи; искусство Древней Греции, а также тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции: искусство эллинистических государств, Рима и этрусков. Понятие "античное искусство" появилось в эпоху Возрождения, когда прекрасные творения Древней Греции и Древнего Рима принято было считать образцовыми, классическими для всей европейской культуры.
античное искусство

АППЛИКАЦИЯ (от лат. applicatio - дывание) - способ получения изображения, заключающийся в накладывании, наклеивании или пришивании на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и других материалов. Широко используется аппликация в. декоративно-прикладном искусстве для создания панно, ковриков и занавесов. Удивительно интересно она применяется для украшения: костюмов народов севера и юга России. Так чукчи и эскимосы выполняют орнаменты на своей одежде, обуви, сумках из рыбьей кожи, меха оленей замши, прикрепляя их оленьим волосом или цветными нитями. А башкирские мастерицы для национальных ковров могут использовать аппликацию из шерсти, войлока, тесьмы и ниток.

АРАБЕСКА (ит. arabesco - арабский) - европейское название сложного восточного средневекового орнамента. Особое распространение получили арабески эпоху Возрождения, а позднее арабесками стали называть причудливый орнамент только из растительных форм (стилизованных листьев, в, стеблей и т. п.), составляющих сложные переплетения.
арабеска

АРКА (от лат. arcus - дуга, изгиб) - полукруглое или криволинейное перекрытие проема, имеющее выпуклую форму. В архитектуре средних зеков распространение получила стрельчатая арка с изломом в центре, особенно характерная для готики. В классической архитектуре наиболее часто употреблялась полуциркульная арка, а в XVIII-XIX вв. применялась также эллиптическая арка, свойственная стилю барокко. В процессе развития архитектуры разнообразные формы арок приобретают не только конструктивное, но и декоративное значение, становятся признаком художественного стиля эпохи. Ряды арок, опирающиеся на столбы или колонны, образуют аркады. Они применяются при строительстве открытых галерей снаружи здания, во дворах или в обширных интерьерах, например в готических храмах.

АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, гр. агchi - главный и tektos - строить, возводить) - зодчество, искусство проектировать и строить. Архитектура может выражать в художественных образах представления человека о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих других чувствах. Вероятно, поэтому говорят, что архитектура - это застывшая музыка. Различают три основных вида архитектуры. Объемные сооружения - культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания. Ландшафтная архитектура - беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков. Градостроительство - создание новых городов и реконструкция старых. Комплексы построек и открытых пространств составляют архитектурные ансамбли. Архитектор должен заботиться о красоте, пользе и прочности создаваемых сооружений, иначе говоря - эстетические, конструктивные и функциональные качества в архитектуре взаимосвязаны.

Уроки рисования по разделам:
Как рисовать человека Как рисовать животных Как рисовать мультяшки Как рисовать технику Как рисовать природу Как рисовать птиц Домашние животные Морские животные Учимся рисовать обьекты
Top