Словарь художника - Х
А Б B Г Д Ж И К М Н О П Р С Т У Ф
ХАЙ-ТЕК (high tech - сокращенное от англ. high technology - высокая технология) - одно из направлений новейшей западной архитектуры: стремится к эстетическому освоению различных технологических и конструктивных элементов. В произведениях представителей хай-тека демонстрируются высокие качества пластиков, легких сплавов, новых композитных материалов, цветных блестящих и прозрачных поверхностей, полировки металлов и др. С помощью этих средств создаются архитектурные сооружения, напоминающие механизмы новейшей техники, производственные модули или космические станции разнообразных геометризированных объемов. Трубопроводы и тому подобные системы внутреннего обеспечения зданий играют роль архитектурных элементов. Наиболее известным сооружением такого рода явился Национальный центр искусств им. Жоржа Помпиду в Париже (архитекторы Р. Пиано, Р. Роджерс, 1977 г.). Здание, построенное в основном из стекла, металла и бетона. Называемое часто "городской машиной", занимает площадь 100 000 кв. м. Все трубопроводы вынесены наружу здания и окрашены в разные цвета в соответствии со своим назначением, что придает сооружению нарядный и красочный вид. Лестницу заменяет эскалатор, заключенный в прозрачную трубу, находящуюся также снаружи здания. дальнейших работах Н. Фостера, Р. Роджерса и других архитекторов раскрылись впечатляющие возможности стиля хайтек, создающего новую эстетику городской среды.
ХОЛСТ, ПОЛОТНО - основа из прочной ткани для живописи. Холстом называют и самую ткань (льняную, пеньковую, джутовую и др.). Если она предназначена для живописи, на нее наносят грунт. Словами "холст", "полотно" (в переносном значении) называют картину.
ХЭППЕНИНГ (англ. happening - случающееся, происходящее) - разновидность абстракционизма, наиболее распространенного в авангардистском искусстве 60-70-х годов. Хеппенинг развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, однако инициаторы действия обязательно вовлекают в него и зрителей. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. В дальнейшем организацией хэппенинга чаще всего непосредственно в городской среде или на природе занимаются художники. Они рассматривают эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции. Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям. Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора. В хэппенинге ярко выразилось стремление авангардизма к слиянию искусства с течением самой жизни.